Миллер Галина Алексеевна

Педсовет на тему: «Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ»

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения и семьи. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Следовательно, главная цель воспитательной работы семьи и детского сада заключается в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах. (слайд 3)

Формы работы с детьми по данной теме: (слайд 4)

- комплексные занятия;

- досуги и развлечения;

- беседы;

-  заучивание правил безопасного поведения

-  чтение художественной литературы;

- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- эксперименты и опыты;

- игровые тренинги;

- «минутки безопасности»;

- моделирование заданных ситуаций;

- театрализованные представления;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

- отгадывание загадок, кроссвордов;

- сбор фотоматериалов,

- просмотр фильмов, мультфильмов;

- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС)

- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать) ;

-работа над проектами.

Метод сравнения

Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например: детям предлагается изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности.

Метод моделирования ситуаций

Детей  целесообразно научить составлять план- карту группы, участка детского сада, дороги в  детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план- карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать? Подай ножницы правильно, нашел таблетку на полу, твои действия? Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения, применять полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.

Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не  следует спешить с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ.

Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению и правила безопасного обращения с ними.

Метод повторения

На занятии он может выступать как ведущий метод или методический прием. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность

Метод экспериментирования и опыты 

Дает  ребенку возможность самостоятельно находить решения, подтверждение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда поднесли к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение  или опровержение собственных представлений.

Игровой- трениг (слайд 9)

В ходе тренинга вырабатывается поведение в заданных ситуациях. Воспитатель выступает в роли ведущего, участника и советника в конце игры. Воспитатель-ведущий – задаёт ситуацию; воспитатель-участник – наравне с детьми участвует в игре, подавая пример или наоборот действует таким образом, чтобы дети указывали как надо себя вести; воспитатель-советник – вместе с детьми обсуждает результаты игры: что было правильно и как надо себя вести.

Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

Погружение в литературный опыт.

Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них -  художественное слово. Здесь помогают сказки и рассказы.

«Метод проектов»

 как один из методов интегрированного обучения дошкольников основан на внутренней мотивации дошкольников. Этот метод предполагает самостоятельную активность детей. Действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания адекватных представлений об окружающем мире.

Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста

Воспитание личным примером

В первые 3-5 лет жизни поведение окружающих ребенка взрослых(особенно родителей) воспринимается им как безусловно правильное поведение. То же относится ко всему, что ребенок услышит. Таким образом, когда ребенку говорят, что переходить дорогу нужно в отведенных для этого местах, а родители переходят в неположенном месте, у ребенка складываются двойные стандарты(оба варианта восприняты как заведомо верные), а не четкая модель поведения.

Формы работы с родителями

§  Индивидуальный диалог;

§  Приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;

§  Знакомство с публикацией из местной прессы;

§  Приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;

§  Проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;

§  Информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения;

§  Участие в конкурсах

§  Оперативная информация о состоянии детского травматизма от ГИБДД для родителей;

§  Информационные стенды, папки-передвижки, памятки с рекомендациями для родителей.

20 января 2020 в 18:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.